МАОУ "Гимназия"
Новоуральского городского округа

г. Новоуральск, ул.Юбилейная 7

ДИРЕКТОР

+7(34370) 3-36-36

gimn47@rambler.ru
ПРИЕМНАЯ

+7(34370) 3-01-70

gimn47@rambler.ru

Отличительные признаки одаренных детей

1) Опережающее познавательное развитие

 Отличаясь широтой восприятия одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроены окружающие предметы. Они способны следить за несколькими процессами сразу и склонны активно исследовать все окружающее;

 Обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы;

 Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

 Обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать; с удовольствием изобретают собственные слова.

 Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами, не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

 Отличаются продолжительностью периода концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи, большой степенью погруженности в задачу.

2) Психосоциальная чувствительность

 Обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания;

 Характерны живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия;

 Обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. Восприятие смешного у них нередко отличается от восприятия сверстников;

 Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте - нетерпеливы и порывисты;

 Порой характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Чрезмерно чувствительны к неречевым сигналам окружающих;

 Нередко развивается негативное самовосприятие (негативная Я-концепция), возникают трудности в общении со сверстниками.

3) Физические характеристики

 Отличаются высоким энергетическим уровнем; спят меньше обычного;

 Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать и развивать несамостоятельность;

 Зрение часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.

В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:

1.Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не вос­принимая это как насилие над собой.

2.Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.

3.Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.

4.Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.

5.Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.

6.Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все де­лать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных це­лей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.

7.Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в про­блему, подавляя любые “помехи”.

8.Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.

9.Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

10.Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.

11.Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические опера­ции, систематизировать и классифицировать материал.

12.Остро переживают несправедливость в случае нарушения мораль­но-нравственных норм и отношений.

Негативными сторонами одаренных детей явля­ются следующие качества личности:

1.Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого че­ловека, особенно если он интеллектуально слабее.

2.Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.

3.Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные заня­тия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спор­тивных играх.

4.Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собе­седника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.

5.Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разго­вора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.

6.Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конфор­мизма и способности идти на компромисс.

7.Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.



×