Региональная инновационная площадка (РИП)
МАОУ «Гимназия» с сентября 2020 г. реализует инновационный проект в рамках Региональной инновационной площадки Свердловской области.
Направление деятельности Региональной инновационной площадки: Новые формы, механизмы и технологии организации профилизации образования (предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, профориентационной работы) и подкрепить слова ссылкой на эту страницу https://rnp.irro.ru/index.php?cid=654
Тема проекта: Формирование субъектной позиции обучающихся как основы для их профессионального самоопределения и подкрепить слова ссылкой на эту страницу https://rnp.irro.ru/index.php?cid=689
фото (скрин) страницы (который уже есть у нас на сайте) и после….
- Кто может стать участником нашей деятельности? Участники образовательных отношений МАОУ «Гимназия», педагогические и руководящие работники школ.
- Как стать участником наших мероприятий? Подать заявку на электронный адрес МАОУ «Гимназия».
- Кто координирует эту работу? Ваганова Алла Витальевна, заместитель директора по УВР Ваганова Алла Витальевна
- Как с нами связаться?
Электронный адрес образовательной организации : Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Контактный телефон координатора проекта (34370)58644
Телефон/факс МАОУ «Гимназия» (34370)33636 / (34370)30170
- ОТЧЕТ о деятельности региональной инновационной площадки МАОУ «Гимназия» за 2021г.
- ОТЧЕТ о деятельности региональной инновационной площадки МАОУ «Гимназия» за 2022г.
- ОТЧЕТ о деятельности региональной инновационной площадки МАОУ «Гимназия» за 2023г.
МАОУ «Гимназия» с сентября 2020 г. реализует инновационный проект «Формирование субъектной позиции обучающихся как основы для их профессионального самоопределения» в рамках Региональной инновационной площадки.
https://rnp.irro.ru/index.php?cid=689
Как помочь ученикам осознано выбрать свой образовательный и профессиональный путь?
МАОУ «Гимназия» стала вводить ФГОС в старшей школе одной из первых в области в 2015году.
Приступив к реализации ФГОС СОО, мы столкнулись с целым рядом проблем. Мы понимали, что наши гимназисты выбирают для поступления в одинаковой мере и технические и юридические, и творческие и медицинские Вузы, а значит мы не можем ограничиться в гимназии одним или двумя профилями обучения при реализации ФГОС СОО, поэтому выбрали путь обучения в старшей школе по индивидуальным учебным планам. Мы обнаружили, что некоторые десятиклассники делали выбор предметов и направлений почти случайно и меняли свои решения. И это несмотря на наши многолетние усилия, направленные на осмысленное отношение детей к образованию.
Возникла даже парадоксальная мысль: вводить новый стандарт нужно было сначала в старшей школе. Так лучше видно перспективную цепочку задач, которые обеспечивали бы итоговый результат школьного образования.
Как же помочь ученикам сделать осознанный выбор? Как научить ребёнка ответственно выбирать?
Для себя, а не для отметок
Обнаружив недостаточную осознанность старшеклассников, мы стали работать с этой проблемой. Прежде всего, наметили изменения в начальной и основной школе, чтобы дети учились ответственно относиться к своему выбору. Нам пришлось отказаться от линейного расписания и взять курс на максимальное насыщение школьной среды. С пятого класса вводится прототип индивидуального учебного плана, который дети наполняют курсами во внеурочной деятельности. Это становится хорошим опытом выбора отдельных направлений и форм своего образования. В нашем педагогическом инструментарии появилось формирующее оценивание, его мы используем с 1 класса.
Появились разновозрастные учебные курсы, где вместе занимаются ребята разных классов. Например, в культурно-историческом клубе занимаются ребята из 6, 7 и 8 классов, в клубе «Олимпийская математическая проба» - ученики 7 и 10 классов. В разновозрастной группе старшие ученики становится на позицию наставника, что способствует развитию ответственности.
Событийный формат
Обретению субъектной позиции в основной школе способствует событийный формат, создающий ситуации, в которых ребенок действует по личному замыслу, эмоционально проживает все стадии деятельности – от выбора до получения продуктивного результата. Поэтому мы организуем образовательные события, в которых ребенок может себя попробовать в том или ином направлении. Дети приходят в специально организованные мастерские творческой, естественнонаучной, гуманитарной, технической направленности, где учителя предлагают им соответствующие виды внеурочной и урочной деятельности. В течение определенного времени (проба может длиться месяц или несколько месяца), ученики пытаются понять интересно ли им заниматься в лаборатории математическим конструирования, клубе художественного слова, сценической или технической мастерской. В подобных пробах участвуют ученики с пятого по восьмой класс.
Примеры образовательных событий:
- Сетевое образовательное событие "Улыбка Арктики"
- Сетевое образовательное событие "Возьмемся за руки друзья!"
- Сетевой выездной палаточный лагерь "Экотур"
- Умные образовательные каникулы со «Школой Росатома» (Сочи, Ялта, Финляндия)
- Примеры приказа о проведении образовательного события «Евразийские маршруты открытия» в 6 и 7-х классах
Еще одно перспективное направление – образовательные сессии в учебном плане. От пробы сессия отличается тем, что ребята не просто узнают что-то новое, а демонстрируют полученные навыки и умения либо создают какой-то продукт, включаясь в разные виды деятельности. Сессия - это образовательное погружение в ту или иную проблематику.
Такие погружения в гимназии идут начиная с 5-6-го классов и включены в учебные планы и рабочие программы учителей. Они могут длиться от одного до трех, пяти и более дней. В ходе погружения учителя продумывают содержание и соответственно планируют в том числе и предметные результаты, которые будут достигнуты. Была сессия «Новоуральские штучки», которая длилась целую неделю. Сессия заключалась в том, что решая определенные задачи, ребята изучали город. И знакомые места открывались по другому.
Иногда погружение может состоять из нескольких частей, которые разделены во времени. Пример – «Чертово городище» (название образовательному событию дано в честь одной из достопримечательностей Екатеринбурга – горы и одноимённого скального массива на её вершине). Это событие включало в себя две части - подготовительную и походную. Подготовка началась весной. Ребята учились тому, как ориентироваться на местности, читать карты, как выбрать провизию для похода и как правильно рассчитать ее количество на определенный период, какие существуют методы изучения природы (в одном событии оказываются востребованы знания из разных областей: географии, биологии, медицины, экономики, математики, результаты работы групп ). А осенью настало время похода, где ученики должны были применить полученные знания на практике.
В 7-8-ых классах сессия может длиться до трёх дней (уроков в эти дни нет). В первый день происходит мини-погружение. Ребята пробуют разные виды деятельности в мастерских и лабораториях. На каждую пробу отводится по 10-15 минут. В результате проб ученики осуществляют выбор, чем бы они хотели заниматься в следующие два дня. Во второй день ребята расходятся по выбранным местам, чтобы углубиться в работу по интересующим направлениям.
Ярким примером сессии стало современное прочтение игры «Зарница» (в гимназии эта игра носит название «Слава»). Дети распределились в команды и в первый день осваивали навыки для последующего соревнования: учились вязать узлы, знакомились с основами шифрования, постигали азы ориентирования на местности, разбирались с устройством перископа. Поскольку не было возможности отправиться а одну мастерскую всей командой, ребята должны были распределить обязанности, кто куда пойдет (вся эта деятельность связана с содержанием учебных программ, так что разрыва между учебными и внеучебными практиками не возникает). И каждый понимал, что от качества его навыков будет зависеть успех всей команды. Освоенные знания и навыки надо будет применить в реальных условиях – на маршрутах в зимнем лесу, где может встретиться «заминированное» поле и другие ловушки. И задачи перед командами ставились сложные (но интересные), например, поймать вражеского шпиона и выудить из него секретную информацию (во время допроса на английском языке). Маршруты были составлены так, чтобы каждый смог почувствовать себя важным участником общего движения к победе. Здесь перед детьми и встает вопрос принятия ответственности – не на уроках, а в эмоционально значимом событиях.
Курс на продуктивное взаимодействие
Образовательная сессия объединяется довольно широкой темой, например, исторические памятники нашего региона, и дает возможность рассматривать ее с точек зрения разных учебных предметов, осваивать полезные навыки.
Решая поставленную проблему внутри заданной тематики, дети обнаруживают свои дефициты и устремляются на поиск информации.
В поисках информации дети ведут поиск в интернете и в справочной литературе, обращаются к экспертам. У нас есть немало партнеров за пределами школы, которых мы зовем, в частности, на «Фестиваль науки», где дети имеют возможность пообщаться с интересными собеседниками.
Мы ориентируем гостей таким образом, чтобы они не просто рассказывают что-то, а продумывали форматы продуктивного взаимодействия с детьми, когда в ходе 45-минут или полутора часов появляется какой-то продукт. Например, дети знакомятся с пищевыми технологиями, а в конце мастер-класса счастливо поедают терамису, которую только что сами сделали. Неслучайно название Фестиваля «Сделай своё открытие». Ребята сделали своими руками музыкальный инструмент, а при этом вместе с учителем музыки и физики разобрали во время конструирования понятие звуковая волна, чем она характеризуется, какими свойствами обладаем звук и как он распространяется в разных средах. И это действительно становиться открытием для ребенка, который ещё возможно и не столкнулся с законами физикой, но у него уже возникло внутреннее желание после Фестиваля дальше погрузиться в эти вопросы и это уже становиться его осознанным выбором.
- https://www.youtube.com/watch?time_continue=2115&v=qbkynhBTrv0
- https://www.youtube.com/watch?v=rtYTIRsrUr4
- http://ekat.myatom.ru/день-науки-с-ицаэ-2/
Время стартовать
С 9 класса проводятся сессии стартовые, направленные на осознание своих целей и устремлений на предстоящий учебный год: чего я хочу достичь и что для этого предпринимаю. Обдумывая эти вопросы, ученик обращается к учителям с просьбой высказать мнение о его перспективах. Кроме того, во время промежуточных сессий ребенок может получить консультацию преподавателя о своих актуальных успехах в предмете и прогноз того, как они соотносятся с поставленными задачами: «У тебя из возможных 100 сейчас 50 баллов, а для поступления в желаемый вуз нужно повысить уровень хотя бы до 70. Чтобы этого добиться, тебе нужно…». Бывает, что ученик не согласен с оценкой педагога, тогда начинается аргументированный диалог. Иногда его результатом становится понимание, что математикой, например, ребенок не готов заниматься в необходимых объемах. И это ведет к пересмотру его долгосрочных планов. Или ребенок принимает задачу и подключает новые ресурсы, чтобы подтянуть математику до нужного уровня.
- Пример приказа по организации образовательной сессии с программой сессии
- Образовательное событие «Первые шаги в профессию» для учащихся 8-х классов.
https://disk.yandex.ru/i/WoAbXv_IwkuSkg - Образовательное событие для 9-х классах «Определяем будущее». https://disk.yandex.ru/d/L_tWMOuBqRxyRA (Приложение https://drive.google.com/drive/folders/1ljz_IEqori0GsNP9hszk9LyAFTtzufA8)
«Я хочу быть…»
В старшей школе работа ведется более углубленно. Мы практикуем сессии рефлексивного характера, где подростки размышляют о своих успехах и неудачах, вспоминают, какие ресурсы были использованы, намечают перспективы (что мне надо предпринять, чтобы быть более успешным). А еще – там происходит корректировка учебного плана. В 10-ом классе сессии проходят в начале учебного года в конце первого полугодия и в конце года, в 11-ом классе - в начале учебного года. Сессия длится 5 дней.
Кроме того, подростки пишут эссе на тему «Я выбираю», «Я хочу быть…», где рассказывают о своих мечтах и излагают представления о желанной профессии. То есть каждый ребенок не просто выбирает профессию, а пишет почему он делает тот или иной выбор, как он планирует осуществить задуманное, какие шаги ему предстоит сделать на этом пути. И мы предоставляем им возможность в реальности познакомиться со специалистами соответствующего профиля, чтобы скорректировать подростковые мечты.
- Программа запускной образовательной сессии в старшей школе
- Программа рефлексивной образовательной сессии с прогресс-картой
Повод для профессиональной гордости
Мы стараемся пробудить личностное отношение к учебе, субъектную позицию ребенка. Двигаться в этом направлении нам помогают индивидуальные учебные планы.
В учебном плане (.)старшей школы предусмотрен гибкий подход, чтобы ребенок сам решал, что он будет изучать углубленно. Практика индивидуализации безусловно хороша для оптимального выстраивания индивидуальной образовательной траектории, но чревата и некоторыми рисками. Ведь уже в начале 10 класса ученик должен выбрать предметы, необходимые ему для того или иного направления, к примеру, технического. А если ближе к выпуску он передумает?
Поэтому мы поддерживаем самое серьезное отношение к индивидуальному учебному плану, старшеклассники защищают его публично, работа идет в течение всего сентября.
В старшей школе предусмотрено тьюторское сопровождение старшеклассников. Предметом сопровождения является собственная деятельность старшеклассника, т.е. планирование образовательного профессионального будущего.
- Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ "Гимназия"
- Положение об обучении по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой ООП СОО
- Положение о тьюторском сопровождении обучающихся на уровне среднего общего образования
- Система оценки в старшей школ
- Паспорт социальной практики
- Договор социальной практики
- Паспорт индивидуального проекта
- Этапы и календарный план индивидуального проекта
- Критерии общественной защиты индивидуального проекта
- Индивидуальный отбор в 10 класс
Анализируя инновации, внедренные в гимназии за последнее время, мы убедились, что идем в правильном направлении. Сегодняшние одиннадцатиклассники по уровню осознанности, по проявлениям субъектной позиции, по готовности к ответственному выбору ощутимо отличаются в лучшую сторону от тех, кто стал нашим первым экспериментальным выпуском. Мы считаем поводом для профессиональной гордости, что из 76 выпускников 64 попали в точку – поступили туда, куда хотели в начале 10 класса, причем отчетливо представляя свою будущую профессию.
Представление педагогического опыта:
Стажировка по теме «Событийная образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения в подростковой школе» для педагогических и руководящих работников школ городов территории присутствия ГК «Росатом» (федеральный уровень)
Стажировка «Поливариантная образовательная среда школы как условие формирования у обучающихся компетенции ответственного выбора» (федеральный уровень)
Стажировка по теме «Истоки профессионального самоопределения: формирование мотивов учебной деятельности и развитие личностного смысла учения» для педагогических и руководящих работников школ городов территории присутствия ГК «Росатом»
Стажировка по теме «Возможности модульной технологии в реализации событийных форматов в образовательном процессе» для педагогических и руководящих работников школ городов территории присутствия ГК «Росатом»
- Особенности конструктивного решения пространства для реализации в школе ФГОС СОО в технологии сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся (Пухарева Л.О., директор МАОУ «Гимназия», г. Новоуральск) (запись вебинара, презентация).
- Особенности организации и содержания урочной и внеурочной деятельности в школе при переходе на ФГОС СОО (Девятайкина Г.Л., руководитель педагогической лаборатории МАОУ «Гимназия»,к.ф.н., Залецкая А.В., методист МАОУ «Гимназия», Ломанова О.В., руководитель библиотечно-информационным центром МАОУ "Гимназия", Лукинских Л.В. и Прасолова О.С., учителя начальных классов МАОУ "Гимназия" г. Новоуральск) (запись вебинара, презентация).
- Конструирование и реализация учебного плана старшей школыреализующей ФГОС СОО в технологии сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся (Ваганова А.В., зам. директора по учебно-воспитательной работе МАОУ «Гимназия», г.Новоуральск Карпова Е.А., зам. директора по мониторингу и информатизации МАОУ «Гимназия», г.Новоуральск) (запись вебинара, презентация).
- Опыт реализации технологии сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся в условиях перехода на ФГОС СОО (Шаверина О.А., Сидорова Н.В. Кисельникова Л.А.., руководители предметных кафедр МАОУ «Гимназия», Дзиова Н.Н., Дорошенко И.А., Новокрещенова С.Г., классные руководители старших классов МАОУ «Гимназия», г. Новоуральск , осуществляющие тьюторское сопровождение обучающихся) (запись вебинара, презентация).
- Конструирование и реализация учебного плана основной школы, для обеспечения последующей эффективной реализации ФГОС СОО в технологии сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся (Залецкая А.В., методист МАОУ «Гимназия», г. Новоуральск, Петросян Э.А., к.п.н.,лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года») (запись вебинара, презентация)
- Локальная нормативная база обеспечения реализации основной образовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС СОО в рамках технологии сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся (Ваганова А.В., зам. директора по учебно-воспитательной работе МАОУ «Гимназия», г.Новоуральск Карпова Е.А., зам. директора по мониторингу и информатизации МАОУ «Гимназия», г.Новоуральск) (запись вебинара, презентация)