МАОУ "Гимназия"
Новоуральского городского округа

г. Новоуральск, ул.Юбилейная 7

ДИРЕКТОР

+7(34370) 3-36-36

gimn47@rambler.ru
ПРИЕМНАЯ

+7(34370) 3-01-70

gimn47@rambler.ru

Профильное обучение

Как помочь ученикам осознано выбрать свой образовательный и профессиональный путь?

 

МАОУ «Гимназия»  стала вводить ФГОС в старшей школе одной из первых в области в 2015году.

Приступив к реализации ФГОС СОО, мы столкнулись с целым рядом проблем. Мы понимали, что наши гимназисты выбирают для поступления в одинаковой мере и технические и юридические, и творческие и медицинские Вузы, а значит мы не можем ограничиться в гимназии одним или двумя профилями обучения при реализации ФГОС СОО, поэтому выбрали путь обучения в старшей школе по индивидуальным учебным планам. Мы обнаружили, что некоторые десятиклассники делали выбор предметов и направлений почти случайно и  меняли свои решения. И это несмотря на наши многолетние усилия, направленные на осмысленное отношение детей к образованию.

Возникла даже парадоксальная мысль: вводить новый стандарт нужно было сначала в старшей школе. Так лучше видно перспективную цепочку задач, которые обеспечивали бы итоговый результат школьного образования.

Как же помочь ученикам сделать осознанный выбор? Как научить ребёнка ответственно выбирать?



Для себя, а не для отметок

Обнаружив недостаточную осознанность старшеклассников, мы стали работать с этой проблемой. Прежде всего, наметили изменения в начальной и основной школе, чтобы дети учились ответственно относиться к своему выбору. Нам пришлось отказаться от линейного расписания и взять курс на максимальное насыщение школьной среды. С пятого класса вводится прототип индивидуального учебного плана, который дети наполняют курсами во внеурочной деятельности. Это становится хорошим опытом выбора отдельных направлений и форм своего образования. В нашем педагогическом инструментарии появилось формирующее оценивание, его мы используем с 1 класса.

Появились разновозрастные учебные курсы, где вместе занимаются ребята разных классов. Например, в культурно-историческом клубе занимаются ребята из 6, 7 и 8 классов, в клубе «Олимпийская математическая проба» - ученики 7 и 10 классов.   В разновозрастной группе старшие ученики становится на позицию наставника, что способствует развитию ответственности. 


Событийный формат

Обретению субъектной позиции в основной школе способствует событийный формат, создающий ситуации, в которых ребенок действует по личному замыслу, эмоционально проживает все стадии деятельности – от выбора до получения продуктивного результата. Поэтому мы организуем образовательные события, в которых ребенок может себя попробовать в том или ином направлении. Дети приходят в специально организованные мастерские творческой, естественнонаучной, гуманитарной, технической направленности, где учителя предлагают им соответствующие виды внеурочной и урочной деятельности.  В течение определенного времени (проба может длиться месяц или несколько месяца), ученики пытаются понять интересно ли им заниматься в лаборатории математическим конструирования, клубе художественного слова, сценической или  технической мастерской.  В подобных пробах участвуют ученики с пятого по восьмой класс.

 

Примеры образовательных событий:

 

Еще одно перспективное направление – образовательные сессии в учебном плане. От пробы сессия отличается тем, что ребята не просто узнают что-то новое, а демонстрируют полученные навыки и умения либо создают какой-то продукт, включаясь в разные виды деятельности. Сессия - это образовательное погружение в ту или иную проблематику.

Такие погружения в гимназии  идут начиная с 5-6-го классов и включены в учебные планы и рабочие программы учителей. Они могут длиться от одного до трех, пяти и более дней. В ходе погружения учителя продумывают содержание и соответственно планируют в том числе и предметные результаты, которые будут достигнуты.  Была сессия «Новоуральские штучки», которая длилась целую неделю. Сессия заключалась в том, что решая определенные задачи, ребята изучали город. И знакомые места открывались по другому.

Иногда погружение может состоять из нескольких частей, которые разделены во времени. Пример – «Чертово городище» (название образовательному событию дано в честь одной из достопримечательностей Екатеринбурга – горы и одноимённого скального массива на её вершине). Это событие включало в себя две части - подготовительную и походную. Подготовка началась весной. Ребята учились тому, как ориентироваться на местности, читать карты, как выбрать провизию для похода и как правильно рассчитать ее количество на определенный период, какие существуют методы изучения природы (в одном событии оказываются востребованы знания из разных областей: географии, биологии, медицины, экономики, математики, результаты работы групп ). А осенью настало время похода, где ученики должны были применить полученные знания на практике.

В 7-8-ых классах сессия может длиться до трёх дней (уроков в эти дни нет). В первый день  происходит мини-погружение. Ребята пробуют разные виды деятельности в мастерских и лабораториях. На каждую пробу отводится по 10-15 минут. В результате проб ученики осуществляют выбор, чем бы они хотели заниматься в следующие два дня. Во второй день ребята расходятся по выбранным местам, чтобы углубиться в работу по интересующим направлениям.

Ярким примером сессии стало современное прочтение игры «Зарница» (в гимназии эта игра носит название «Слава»). Дети распределились в команды и в первый день осваивали навыки для последующего соревнования: учились вязать узлы, знакомились с основами шифрования, постигали азы ориентирования на местности, разбирались с устройством перископа. Поскольку не было возможности отправиться а одну мастерскую всей командой, ребята должны были распределить обязанности, кто куда пойдет (вся эта деятельность связана с содержанием учебных программ, так что разрыва между учебными и внеучебными практиками не возникает). И каждый понимал, что от качества его навыков будет зависеть успех всей команды. Освоенные знания и навыки надо будет применить в реальных условиях – на маршрутах в зимнем лесу, где может встретиться «заминированное» поле и другие ловушки.  И задачи перед командами ставились сложные (но интересные), например,  поймать вражеского шпиона и выудить из него секретную информацию (во время допроса на английском языке).  Маршруты были составлены так, чтобы каждый смог почувствовать себя важным участником общего движения к победе. Здесь перед детьми и встает вопрос принятия ответственности – не на уроках, а в эмоционально значимом событиях.


Курс на продуктивное взаимодействие

Образовательная сессия объединяется довольно широкой темой, например, исторические памятники нашего региона, и дает возможность рассматривать ее с точек зрения разных учебных предметов, осваивать полезные навыки.

Решая поставленную проблему внутри заданной тематики, дети обнаруживают свои дефициты и устремляются на поиск информации.

В поисках информации дети ведут поиск в интернете и в справочной литературе, обращаются к экспертам. У нас есть немало партнеров за пределами школы, которых мы зовем, в частности, на «Фестиваль науки», где дети имеют возможность пообщаться с интересными собеседниками.

Мы ориентируем гостей таким образом, чтобы они не просто рассказывают что-то, а продумывали форматы продуктивного взаимодействия с детьми, когда в ходе 45-минут или полутора часов появляется какой-то продукт. Например, дети знакомятся с пищевыми технологиями, а в конце мастер-класса счастливо поедают терамису, которую только что сами сделали. Неслучайно название Фестиваля «Сделай своё открытие». Ребята сделали своими руками музыкальный инструмент, а при этом вместе с учителем музыки и физики разобрали во время конструирования понятие звуковая волна, чем она характеризуется, какими свойствами обладаем звук и как он распространяется в разных средах. И это действительно становиться открытием для ребенка, который ещё возможно и не столкнулся с законами физикой, но у него уже возникло внутреннее желание после Фестиваля дальше погрузиться в эти вопросы и это уже становиться его осознанным выбором.

 


Время стартовать

С 9 класса проводятся сессии стартовые, направленные на осознание своих целей и устремлений на предстоящий учебный год: чего я хочу достичь и что для этого предпринимаю. Обдумывая эти вопросы, ученик обращается к учителям с просьбой высказать мнение о его перспективах. Кроме того, во время промежуточных сессий ребенок может получить консультацию преподавателя о своих актуальных успехах в предмете и прогноз того, как они соотносятся с поставленными задачами: «У тебя из возможных 100 сейчас 50 баллов, а для поступления в желаемый вуз нужно повысить уровень хотя бы до 70. Чтобы этого добиться, тебе нужно…». Бывает, что ученик не согласен с оценкой педагога, тогда начинается аргументированный диалог. Иногда его результатом становится понимание, что математикой, например, ребенок не готов заниматься в необходимых объемах. И это ведет к пересмотру его долгосрочных планов. Или ребенок принимает задачу и подключает новые ресурсы, чтобы подтянуть математику до нужного уровня.

 Пример приказа по организации образовательной сессии  с программой сессии


«Я хочу быть…»

В старшей школе работа ведется более углубленно. Мы практикуем сессии рефлексивного характера, где подростки размышляют о своих успехах и неудачах, вспоминают, какие ресурсы были использованы, намечают перспективы (что мне надо предпринять, чтобы быть более успешным). А еще – там происходит корректировка учебного плана. В 10-ом классе сессии проходят в начале учебного года в конце первого полугодия и в конце года, в 11-ом классе­  ­- в начале учебного года. Сессия длится 5 дней.

  Кроме того, подростки пишут эссе на тему «Я выбираю», «Я хочу быть…», где рассказывают о своих мечтах и излагают представления о желанной профессии. То есть каждый ребенок не просто выбирает профессию,  а пишет почему он делает тот или иной выбор, как он планирует осуществить задуманное,  какие шаги ему предстоит сделать на этом пути. И мы предоставляем им возможность в реальности познакомиться со специалистами соответствующего профиля, чтобы скорректировать подростковые мечты.

  • Программа запускной образовательной сессии в старшей школе

  • Программа рефлексивной образовательной сессии с прогресс-картой


Повод для профессиональной гордости

Мы стараемся пробудить личностное отношение к учебе, субъектную позицию ребенка. Двигаться в этом направлении нам помогают индивидуальные учебные планы.

В учебном плане старшей школы предусмотрен гибкий подход, чтобы ребенок сам решал, что он будет изучать углубленно. Практика индивидуализации безусловно хороша для оптимального выстраивания индивидуальной образовательной траектории, но чревата и некоторыми рисками. Ведь уже в начале 10 класса ученик должен выбрать предметы, необходимые ему для того или иного направления, к примеру, технического. А если ближе к выпуску он передумает?

Поэтому мы поддерживаем самое серьезное отношение к индивидуальному учебному плану, старшеклассники защищают его публично, работа идет в течение всего сентября.

В старшей школе предусмотрено тьюторское сопровождение старшеклассников. Предметом сопровождения является собственная деятельность старшеклассника, т.е. планирование образовательного профессионального будущего.

 

Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ "Гимназия" 

Положение об обучении по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой ООП СОО

Положение о тьюторском сопровождении обучающихся на уровне среднего общего образования

Индивидуальный отбор в 10 класс

Система оценки в старшей школ

Паспорт социальной практики

Договор социальной практики

Паспорт индивидуального проекта

Этапы и календарный план индивидуального проекта

Критерии общественной защиты индивидуального проекта

Анализируя инновации, внедренные в гимназии за последнее время, мы убедились, что идем в правильном направлении. Сегодняшние одиннадцатиклассники по уровню осознанности, по проявлениям субъектной позиции, по готовности к ответственному выбору ощутимо отличаются в лучшую сторону от тех, кто стал нашим первым экспериментальным выпуском. Мы считаем поводом для профессиональной гордости, что из 76 выпускников 64 попали в точку – поступили туда, куда хотели в начале 10 класса, причем отчетливо представляя свою будущую профессию.

 

Представление педагогического опыта:

Стажировка по теме «Событийная образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения в подростковой школе» для педагогических и руководящих работников школ городов территории присутствия ГК «Росатом» (федеральный уровень)

Стажировка «Поливариантная образовательная среда школы как условие формирования у обучающихся компетенции ответственного выбора» (федеральный уровень)

Стажировка по теме «Истоки профессионального самоопределения: формирование мотивов учебной деятельности и развитие личностного смысла учения» для педагогических и руководящих работников школ городов территории присутствия ГК «Росатом»

Стажировка по теме «Возможности модульной технологии в реализации событийных форматов в образовательном процессе» для педагогических и руководящих работников школ городов территории присутствия ГК «Росатом»


  • Особенности конструктивного решения пространства для реализации в школе ФГОС СОО в технологии сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся (Пухарева Л.О., директор МАОУ «Гимназия», г. Новоуральск) (запись вебинара, презентация).
  • Особенности организации и содержания урочной и внеурочной деятельности в школе при переходе на ФГОС СОО (Девятайкина Г.Л., руководитель педагогической лаборатории МАОУ «Гимназия»,к.ф.н., Залецкая А.В., методист МАОУ «Гимназия»,  Ломанова О.В., руководитель библиотечно-информационным центром МАОУ "Гимназия", Лукинских Л.В. и Прасолова О.С., учителя начальных классов МАОУ "Гимназия" г. Новоуральск) (запись вебинара, презентация).
  • Конструирование и реализация учебного плана старшей школыреализующей ФГОС СОО в технологии сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся (Ваганова А.В., зам. директора по учебно-воспитательной работе МАОУ «Гимназия», г.Новоуральск Карпова Е.А., зам. директора по мониторингу и информатизации МАОУ «Гимназия», г.Новоуральск) (запись вебинара, презентация).
  • Опыт реализации технологии сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся в условиях перехода на ФГОС СОО (Шаверина О.А., Сидорова Н.В. Кисельникова Л.А.., руководители предметных кафедр МАОУ «Гимназия», Дзиова Н.Н., Дорошенко И.А., Новокрещенова С.Г., классные руководители старших классов МАОУ «Гимназия», г. Новоуральск , осуществляющие тьюторское сопровождение обучающихся) (запись вебинара, презентация).
  • Конструирование и реализация учебного плана основной школы, для обеспечения последующей эффективной реализации ФГОС СОО в технологии сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся (Залецкая А.В., методист МАОУ «Гимназия», г. Новоуральск, Петросян Э.А., к.п.н.,лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года») (запись вебинара, презентация)
  • Локальная нормативная база обеспечения реализации основной образовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС СОО в рамках технологии сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся (Ваганова А.В., зам. директора по учебно-воспитательной работе МАОУ «Гимназия», г.Новоуральск Карпова Е.А., зам. директора по мониторингу и информатизации МАОУ «Гимназия», г.Новоуральск) (запись вебинара, презентация)










Опрос «Карта школьника»


×